СССР из окна поезда в 1975 году
В 1975 году французский фотограф и этнограф Жак Дюпакье отправился в незабываемое путешествие по Транссибирской магистрали. Его снимки, сделанные из окна поезда, передают жизнь Советского Союза такой, какой ее видели лишь случайные попутчики: провинциальные вокзалы, бескрайние пейзажи, лица пассажиров и мгновения в пути. Это визуальный дневник эпохи, где каждое фото — тихое наблюдение и частичка большого путешествия.

Жак Дюпакье (Jacques Dupâquier, 1922–2010) — известный французский ученый-демограф, специалист по истории населения и социальной структуры, историк и член Французской коммунистической партии (ФКП). В 1975 году он совершил свое третье путешествие по СССР, после которого остался значимый фотоархив.

1. Итак, поехали
Дюпакье, как член ЦК ФКП, имел значительную свободу передвижения и мог фотографировать даже объекты, обычно закрытые для иностранцев, включая военные эшелоны и железнодорожную инфраструктуру. Его снимки запечатлели городские пейзажи (площади, вокзалы), сельскую жизнь (деревни, колхозные рынки) и бытовые сцены (люди на пляжах, милиционеры).

2. Хабаровск
Особенностью его фотографий стало отсутствие парадности — он фиксировал повседневность, включая обшарпанные здания и асоциальные типажи, что было редкостью для западных фотографов в СССР. Позже эти работы вошли в выставки, такие как «Путешествие по СССР. 1956-1964-1975», где они показывали жизнь без идеологической ретуши.

3. Хабаровск
Дюпакье посещал СССР трижды (в 1956, 1964 и 1975 годах), но поездка 1975 года стала самой масштабной. Его архив — ценный исторический источник, вызывающий ностальгию у старшего поколения и интерес у исследователей. Например, снимки Хабаровска с площадью Ленина, рынками и пригородными дачами сегодня позволяют сравнить, как изменились города.

4. Площадь Ленина в Хабаровске
Фотографии Дюпакье отличаются высоким качеством, что усиливает «эффект присутствия». Как отмечают зрители, многие места на его снимках узнаваемы и сегодня, хотя подвижной состав железных дорог и городская реклама заметно изменились. Его работы часто сравнивают с наследием Прокудина-Горского, подчеркивая их значение для визуальной истории России.

5.
Путешествие Дюпакье отразило и контрасты советской эпохи: от пропагандистских плакатов на вокзалах до деревянных домов на окраинах, от оживленных колхозных рынков до почти пустынных улиц малых городов. Сегодня эти кадры — не просто документ эпохи, но и повод для дискуссий о том, что из советского наследия сохранилось, а что безвозвратно исчезло.

6. К югу от Хабаровска

7. Биробиджан

8. Станция Тайга

9. Чита

10. Около Читы

11. Станция Карымская близ Читы

12.

13. Поселок в 40 км. от Читы

14. 100 км. от Читы

15. Нижне-Удинск

16.

17.

18. Около Нижне-Удинска

19. Около Иркутска

20. Анжеро-Судженск

21. Г. Мариинск Кемеровской области

22. Станция Зима

23. Новосибирск

24.

25. Тюмень

26. Станция Шаля Свердловской области

27. Свердловск

28. Пермь с поезда

29. Город Буй близ Костромы

30. Город Данилов Ярославской области

31.

32. Ярославль с поезда

33.

34. Ростов Великий