Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

0 0

Венеция – один из самых узнаваемых городов на планете. Жемчужина Италии интересна необычным островным расположением и ежегодно привлекает миллионы туристов. Строения в Венеции стоят на вбитых в дно лагуны деревянных сваях, не портящихся в воде. Европейцы утверждают, что давным-давно лиственница для возведения города привозилась из Альп. Но есть мнение, что дерево под водой – сибирское. Исследователи сомневаются и задаются вопросами, предполагая, что уже построенный город был затоплен позже. И делают пугающие прогнозы относительно того, когда же город окончательно уйдет под воду.

Версия о сибирской лиственнице

Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

Венеция веками стоит на сваях. / Фото: www.godliteratury.ru

Венеция расположена одновременно на материке и на множестве прилегающих островов. Островная часть города, усеянная живописными каналами, стоит в воде. Первые обитатели сегодняшней Венеции в 5-м веке н.э. возводили жилища на болотистых островках лагуны на деревянных столбах. Стационарное городское поселение оформилось к 8 веку, а уже в 9-м Венеция превратилась в перевалочный пункт для торговцев предметами роскоши с Востока. Выгодное расположение наполняло город финансами, так что средств для дорогостоящего строительства не жалели. Инженеры уже тогда знали, как укрепить поселение на лагуне. Сваи из лиственницы, стойкой к воде, забивали прямо в дно морское. Эта порода дерева “консервировалась” за счет особой смолы. Причем, часть историков заявляют, что фундамент Венеции возведен именно из сибирского дерева.

Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

Сваи формировали твердую площадку. / Фото: www.funbest.ru

Их оппоненты возражают, мол, какой смысл в поставках леса в Италию из далекого сурового края, если в Европе лиственница встречается повсеместно. На это у исследователей есть вполне разумные пояснения в защиту явного присутствия русского следа в архитектуре знаменитого города. Во-первых, в Европе дерево более рыхлое, так как живет в мягких климатических условиях. Сибирская лиственница хоть и растет медленнее, но невероятно плотная и закаленная в суровых зимах. Такой материал способен становиться в соленой воде Адриатического моря каменным, что не было секретом для строителей. Так что игра однозначно стоила свеч.

Первым о возведении Венеции на сваях из Сибири написал в 18 веке учёный Христофор Тинтори. Он утверждал, что число русских бревен доходило до 2 млн и назывался этот материал “пермские карагаи”. Современные специалисты сокращают цифру до 400 тысяч и допускают лишь частичное использование российского лесоматериала в общем строительстве.

Венеция на деревянных сваях

Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

Число свай достигает миллиона. / Фото: www.ru.pinterest.com

Снимки археологических раскопок свидетельствуют, что здания Венеции стояли на обширных свайных полях. Бревна вбивались вплотную друг к другу, засыпались песком и обкладывались камнем. Скорее всего, ил на дне Голубой лагуны имеет особый состав, закупоривая подводные поверхности без доступа кислорода к древесине. Площадь островной Венеции – порядка двухсот квадратных километров, на что ушли бы миллиарды свай. Но город состоит не только из плотной застройки, включая в себя площади, тротуары, а часть мелких островков не населена. Да и рядовому венецианскому дому в фундамент требуется не так много свай, как массивным постройкам.

Чем более крупное строилось здание и чем глубже залегала плотная глина, тем больше шло лиственного материала. После его установки верхний уровень подрезался до ровной площадки, на которой уже выкладывался блоками известняка каменный фундамент. Основное средство передвижения в Венеции, как известно, – лодки, так что к домам прорывали неглубокие каналы. Их стенки также укреплялись деревом, а поверх уже мостились камнем. Забетонировали каналы совсем недавно. Конечно, большинство современных построек появились в Венеции уже после 16 века, но под ними по-прежнему древние фундаменты. Первые свайные основы 11-14 веков построены настолько добротно, что использовались повторно. Научно доказано, что башня Сан-Марко отстраивалась после пожара в 15-м веке на фундаменте предшественницы, который все еще отлично держится.

Венеция уходит под воду?

Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

Город периодически подтоплен. / Фото: www.vedomosti.ru

Главная тревожная теория современности заключается в том, что с момента основания Венеция медленно уходит под воду. Но лиственничным сваям хоть и более 500 лет, их большая часть находится в прекрасном состоянии согласно экспертизам. Погружение города в воду связано скорее с общим повышением уровня Средиземного моря и проседанием грунта. Последнее, по убеждению специалистов, связано с истощением артезианских скважин. Считается, что за последние 100 лет суша опускалась под воду на 5 мм в год. Правда, в амплитудах ученые расходятся. Самые радикальные прогнозы дают Венеции жизни до 2100 года. Более умеренные исследователи ограничиваются пророчествами о том, что к тому моменту город опустится на полметра. И успокаивают выводом о том, что даже если так случится, Венеция не превратится в Атлантиду.

Почему считают, что Венеция стоит на сваях из Сибири, и Когда полностью уйдет под воду этот город

Участь Атлантиды Венеции пока не грозит. / Фото: www.kartinkof.ru

При этом никто не спорит, что венецианские палаццо, дворцы действительно разрушаются. Но такая участь ожидает любой объект архитектуры независимо от расположения посреди моря, в пустыне или русской средней полосе. Здания всегда страдают из-за разрушительного действия климата. Самая большая проблема Венеции, разумеется, – сырость от моря. При этом ученые сравнивают степень такого воздействия с особенностями той же средней полосы, где перепады температуры, затяжные дожди и обильные снегопады влияют на местные постройки куда агрессивнее.

Правительство Италии не пускает вопрос на самотек и старается предвосхищать потенциальные проблемы. В Венеции активно строятся дамбы, герметичные барьеры и др. Да и исследователи все чаще говорят о том, что главная причина пoдтoплeния – вовсе не море, а человек. Забор воды из артезианских скважин в промышленных масштабах уменьшает водоносный слой земли. В связи с этим итальянцы закрыли скважины, и, по утверждению посвященных, Венеция существенно замедлилась на одной отметке.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.